Зимняя Финляндия 2007 или на Ланосе на Полярный круг

Идея пришла сама собой. Захотелось отметить день рождения не дома, увидеть северное сияние, посмотреть настоящую финскую зиму со снегом, пофотографировать оленей, сфотографироваться с Санта-Клаусом, принять финскую сауну. Много из этого удалось сделать, кое-что нет, но мы не жалеем. Это были отличные десять дней! С собой- карты, штатив, фотоаппараты, финская мобильная карточка, DVD, заправка бензином, газом -и в путь !

p2090119

Время в дороге: 1-11 февраля 2007
Приблизтельный маршрут: Киев-Чернигов-Новые Ярыловичи — (Беларусь)Гомель-Могилев-Витебск- (Россия)Невель-Остер-Псков-Санкт-Петербург-Выборр-(Финляндия)Иматра-Вуокатти-Рованиеми-Вуокатти-Иматра — тот же маршрут обратно.
Общий километраж: 5087 км

День первый

Выехали 1 февраля в 18-00, благополучно прошли границу с Белоруссией, уплатили пошлину в пять долларов за пользование их дорогами (но это того стоит, если честно). Белорусская таможня нечищенная от снега, бедные фуры по полчаса буксуют, на это все флегматично смотрять таможенники. Мы сначала испугались, что такие же дороги в Беларуси, но все было хорошо. По Белоруссии сказать особо нечего, так как пройдена эта трасса не один раз. Равномерно хорошая дорога и даже почищена от снега. Заправились в Могилеве газом , принимают кредитки и доллары. К утру были на Русско-Белорусской границе.

Этот дурдом попробую описать подробно. Заполнить декларацию, чего и сколько везешь, уплатить за составление декларации, оформить временный ввоз машины в Россию, уплатить за составление ввоза. Страховка по России (гринкарта не подходит). Таможенный контроль , паспортный контроль. Каких-нибудь полтора часика в очередях и мы вкатываемся в Россию. Что примечательно – нас встречает первый населенный пункт с названием «Лобок», это оказалось правдой, потому что дальше был полный …….
Под любимые фильмы на дисках мы неспеша доехали в направлении Пскова, где у нас забронирован номер во вполне приличной (именно внутри) гостинице «Транзит».

Пробег -950 км

За 900 русских рублей мы отлично отдохнули, проспав практически 15 часов и утром покушали и утром двинулись на Питер.

День второй

Дальше Пскова по Е-95 мы еще не ездили, да и дорога не позволяла ехать быстрее, чем 80. Кое-как пытались обгонять, вроде получалось. хотя очень напрягала жижа на дороге высотой 10-15 см, из-за которой приходилось постоянно подруливать. На одном из обгонов черезчур резко попытались  встроиться в свою полосу и машину несет. Попытки выровнять машину, чтобы не въехать во встречника кончаются плачевно. Машина теряет управление и вылетает с дороги. Очнулись в канаве. Открываем двери, выходим и проваливаемся по пояс в снег!  Выбираемся, обходим машину со всех сторон – ни царапины! Машина зависла на переднем и заднем бампере через придорожную канаву, засыпанную снегом. Сзади поле, впереди дорога. Нас развернуло на 360 градусов, подняв нехилый столб из снега на скорости 80. Оценив ситуацию, мы понимаем, что своими силами не выбраться. Мы голосуем, чтобы нас вытащили, но никто не спешит останавливаться. Наконец  — первый грузовик с кирпичом и белорусскими номерам (спасибо ему огромное). Он без проблем цепляет трос и пытается нас тянуть. Мы уже попрощались с передним бампером, но машина сдвинулась с места и поползла в сторону проезжей части. После шести перевязываний оборванного троса, злой белорус снимает с машины очень короткий но не менее злой стальной трос. Подъезжает очень близко Ланосу, цепляемся и за 2 минуты машина стоит на дороге. Отблагодарив материально белоруса, едем до самого Питера со скоростью 60, пытаясь прийти в себя. Испуг пришел через километров 20 от нашего места происшествия под деревней «Заплюссье». Решаем остановиться и переодеться в чистое и сухое. Осмотр машины показал, что оборвано крепление заднего бампера возле глушителя — нам просто фантастически повезло/, так как последствия могли быть куда печальнее. Доползаем до Питера. Только здесь у нас потихоньку развязываются языки. В Питере сыро, слякоть, разметки на дорогах нет. За полтора часа проехали весь город (почему вокруг такого города нет окружной – непонятно) и выехали на трассу, ведущую на Выборг. Нам надо было показаться в этом городе, так как здесь есть газ — наш газ, которым мы заправились в Пскове уже на исходе. Есть еще бензин с Украины, но он нам пригодится в Финляндии…

Очень быстро находим искомую заправку и рулим дальше в направлении государственной границы. Погранпереход «Брусничное». Очень неплохой. как для России — все красиво, все освещается. Персонал очень предупредительный, почему-то одни женщины. Проходим границу за 15 минут и мы в Финляндии! Достаем атлас Финляндии  и ищем нашу дорогу с Lappeenranta в Imatra.  Там нас ждет наш номер и персонал, который говорит по-русски. Именно в этом и оказалась наша проблема. Нашли наш отель и офигели — yаш номер отдан! Есть еще один одноместный номер, который тетка на рецепции (бывшая русская) смело называет полуторным. Цена 60 евро. Приходится соглашаться,  потому как мы уставшие, уже темнеет,  хоть и прифигевшие от такого расклада. Номер неуютный, маленький и краны советские. Но включенный телик и финский язык по каналу «YLE» поднимает настроение.

pict0012

Пробег около 500 км, самый тяжелый

День третий.

Солнышко встретило нас на улице.  В отеле за завтраком одни русские ( в основном с Питера), по телику в столовой идет ОРТ. Заводимся, поехали по магистрали №6 на  Vuokatti – лыжного курорта Финляндии, где у нас забронирован коттедж. Дорога отличная.

pict0022

Снегоходы зимой вместо велосипедов

pict0044

Каждые 20- 30 километров попадаются снегоочистители, которые на скорости 80 выбрасывают за отбойники еле заметную на асфальте полоску снега. Вот бы вас всех  да на псковскую дорогу ! Где-то посередине нашего пути останавливаемся заправке, которая в себя включает собственно заправку, столовую по системе «шведский стол», в которой за 7 евро можно взять себе все что есть и сколько хочешь, а потом еще подходить и подходить, маленький маркет и еще целую инфрастуктуру. После обеда мы уже в  Vuokatti, нам дают ключи от коттеджа и напечатанную на принтере своеобразную карту деревушки, в которой наш домик обведен и нарисовано, как к нему доехать. Что сказать про Vuokatti — места просто супер, снег, размеченные беговые трассы и спуски, высоченные елки. Смотрим на градусник – минус 20. Снег хрустит, как в детстве. Находим наш домик, машину ставим рядом. В коттедже кухонный уголок, финская сауна, телевизор, ДВД. Постельное белье мы привезли с собой, так порекомендовали сами хозяева, чтобы немного сэкономить. Немного – это 16 евро в день. Кухня – это полный набор посуды, кофеварка, микроволновка, чайник. Чай, кофе и сахар уже поставлены хозяевами. Завтра у нас здесь еще целый день. Попробуем покататься на лыжах.

По ценам — аренда полного комплекта лыжи-палки-ботинки на 3 часа 18 евро, на день 26 евро. Ски-пассы примерно столько же. В лыжный туннель (который кстати и летом работает) — 8 евро

Пробег 500 км

День четвертый.

В принципе – ничего особенного, просто отдыхали. Съездили также в местный облцентр Kajaani. Очень понравился городок. Не больше Вишневого, но на такой город 4 обычных маркета и 3 супермаркета. Мелкие городки типа польских нас очень радуют. Нет многоэтажек, на улице никакой спешки и суеты. В одном из магазинов к нам пристает один финн

— вы откуда ?
— Киев.
— а, Россия?
-нет, это Украина,
-как вам наши морозы? —  спрыгивает с политики финн
-прохладно, -говорим. — минус 20, впечатляет
-минус 20 это еще не то, вот минус 40 это уже зима

пожелав друг другу «бай» , мы идем по своим делам. Возвращаемся в свою маленькую деревушку, идем на лыжный спуск. Все подъемники работают без перебоев. Спуски и трассы для беговых лыж освещаются до самого утра. Есть снежный туннель для сноубордов под землей. Туннель начинает работать, если температура на улице опускается ниже -18. В самом конце лыжного спуска такой себе чум, в котором можно отогреться и попить кофе. Мороз становится злее, ощущаем буквально на глазах.Табло над чумом показывает, что внутри +10, идем пить кофе. Внутри сидят лыжники и греются глинтвейном, отогревшись,  выскакивают кататься.  Попив кофейку , идем домой. Надо собирать вещи, завтра в путь – наша последняя точка путешествия – Рованиеми. Полярный круг и резиденция Санта Клауса! Предусмотрительно снимаем с машины аккумулятор в теплую комнату – мало ли…

Ланос в инее

pict0039

День пятый

Оказалось мало…. На улице с утреца -35. Машина умерла. Не помогли свечи, не помог нагретый аккумулятор, моргание светом. Машина просто безжизненно стояла на морозе.   Рядом строят такой же коттедж и два работающих на стройке финна в телогрейках (в такойто мороз!), у них «Транспортер». Подходим – «Do you speak english?». Ответ- «No»… ну, краткость – сестра таланта. Уходим. Ручка передач примерзла к задней передаче. Из соседнего коттеджа выходят на расслабоне 5 русских с лыжами которых мы тут же на радостях впрягли толкать нашу машину, надеясь, что если толкнуть ее с горки, она заведется. Пj мере толкания русские комментируют марку машины «Это что — узбеки? А, ну все ясно… Не Узбеки? Корейцы? А, ну все ясно…Поляки? А, ну все ясно…» Думаем, говорите, что хотите, главное не отвktfqntcm  от своей главной задачи — толкать 🙂  Заметив наши старания, финн, который не «speak english», молча заводит «Транспортер», который подключен к розетке прямо на улице (такая хрень называется Webasto – потом уже узнали, что они все ею пользуются — розетки стоят практически на всех стоянках, такая же кстати стояла и возле нашего коттеджа) , сдает задом к нам и кидает нам трос. Короче говоря, на скорости 80 еле удалось врубить четвертую и пустить сцепление. Мы завелись! Не глушим, греем, носим шмотки и сваливаем. Впереди 450 км дальше на север для того, чтобы зарядить аккумулятор.

Темнеет тут рано

pict0053

Дорога на север

pict0059

Настрадалась с утра 🙂

pict0066

Уже далеко затемно, около 7 вечера мы въезжаем в столицу Лапландии, город Рованиеми. Находим наш отель «Aakenus», отличное обслуживание, номер скромный (но и цена по меркам Рованиеми тоже – 75 евро), шведский стол. Что еще нужно? Еще нужно теплое место для нашей машины, пока она опять не замерзла. В маленьком городе Рованиеми 5 крупных сетевых дорогих отелей — Sokos, Scandic, Rantasipi, Cumulus, Clarion, но все забиты так, что в теплые подземные парковки при них не попасть. Но, о чудо! В 500 метрах от нас есть супермаркет K-Market, в котором подземная стоянка. 5 минут разговора с охраной на английском, который там знают почти все, и мы абсолютно бесплатно храним все три дня машину на стоянке под стеночкой с температурой плюс 10. Все три дня машина заводится без проблем. Все три дня мы просто счастливы (как мало надо для счастья ). Отмечаем день рождения,, фотографируемся на площади Лорди (главной площади этого города, родного для победителей  Евровидения, в честь которых и назвали эту площадь), едем в деревню к Санта-Клаусу, который поздравляет с днем рождения, фотографируемся с ним.

pict0073

Ланос на Полярном круге 🙂

pict0097

pict0089

Олени в упряжке

pict0106

Знак полярного круга над дорогой

pict0121

В Рованиеми -27

pict0132

Решаем возвратиться на полярный круг еще и ночью. Помнится, когда смотрели веб-камеры в Киеве этих мест, то видели, что здесь очень красиво все подсвечивается. Так и оказалось — штатив себя окупил.

pict0146

Полярный круг и резиденция Санта Клауса

pict0154

pict0157

Опять холодает к ночи, машину приходим прогревать каждые полчаса. Но самим практически не холодно — финский климат очень сухой зимой, поэтому -27 переносится во много раз легче, чем наши промозглые -5.  Кроме того, к таким температурам быстро привыкаешь, неудивительно, что финны  ходят практически без шарфов и с раскрытыми куртками. Вернулись в Рованиеми, поставили машину на стоянку в супермаркет и пошли отмечать день рождения в местном баре на главной площади.

Пробег около 500 км

День пятый

На следующий день съездили в Tornio-Haparanda, город-граница Швеции и Финляндии, где мы уже были прошлым летом. Границей назвать это очень тяжело, есть старая таможня, но это память. Речку переехал и ты в Швеции. Но сразу за мостом другая валюта, абсолютно другой язык и разочарование… По интернету мы узнали, что в Швеции есть газ для машины и первая заправка находится именно в Haparanda, а от нас это всего 100 км. Вот и решили «съездить в Швецию», но к сожалению газа у них не оказалось. И наш украинский бензин уже на исходе. Пошли первые заправки финским бензином примерно по 10 гривен за литр. Но, если честно мы эту ситуацию предполагали. Зато прогулялись в Швецию. Зато увидели мирно пасущегося оленя, который стоял по пояс в снегу в чьем-то огороде и выискивал себе пропитание под ногами.

p2080088

Граница Швеция-Финляндия

p2080090

В этот же день прокатились в автосервис в Рованиеми, потому как изза морозов у нас стало проваливаться временами сцепление. Финны помогли нам даже найти фирменный Daewoo сервис.

Машины «согреваются» от розеток на парковках

p2080098

Пробег около 200 км

День восьмой

Прогноз погоды на финских каналах просто пугает. На страну упал арктический циклон, на границе с Карелией до -40, в центре ситуация не лучше. В следующем месте нашей ночевки, Haapajärvi – маленьком отеле всего за 55 евро с завтраком за городом, где супермаркетов с крытыми стоянками точно нет —  будет ночью минус 37. Судя по прогнозам низкая температура продержится еще день, а затем морозы пойдут на убыль, до приемлимых уже для нас  -20 )). Пару минут семейного совета и мы решаем доплатить и побыть еще день в Рованиеми и оставить машину в теплом месте, чтобы потом за один день проехать всю Финляндию на одном дыхании и спуститься сразу в Imatra, что на 800 км южнее от нас. В принципе ничего геройского в этом нет, просто солнце светит всего 4-5 часов в день и все остальное время ехали практически ночью. Дорога великолепная, изза морозов здесь еще красивее, погода меняется за день несколько раз, но в основном очень чистое небо и огромное оранжевое солнце. Пару раз останавливаемся, чтобы сделать снимки.

pict0186

pict0192

Примерно в тех местах, где мы должны были ночевать, градусник в машине показывает за — 30 днем.  Дорога оказалась легче, чем мы предполагали.

p2090108

p2090119

DSC02156

Дороги чистят, местами даже освещают по 10 километров практически посреди леса. Вечером поселяемся в русскоязычном отеле в Imatra, где мы уже были, на этот раз наш номер нас ждал.  Выпиваем за красивую страну последние капли киевской водки. Настроение медленно мрачнеет. Завтра русская таможня…


Пробег около 800 км

День девятый

Настроение не зря падало. Финская таможня «Иматра» находится в конце улицы, на которой стоял наш отель. Решили переходить здесь. Не надо было. Финны выпустили нас очень быстро и без проблем. А вот русские…. В общем, стояли мы на таможне три часа. Просто так. Сначала нас приняли за русских, которые купили авто с незнакомыми номерами ( UA) и дали бланки для растаможки. Затем таможенник сказал, что жители сопредельных государств (!!) въезжают в Россию только после разрешения начальника таможни. Так этот начальник шел к нашей машине три часа. Наверное пешком с Питера. Появившись, начал с детским неподдельным интересом изучать наши права и паспорта.  Спросил куда едем, узнал, что в Питер, а потом домой по Е95 домой на Киев, начал спорить, что Е95 — это трасса Москва-Питер. Потом таможеник начал жаловаться, что его когда-то вот также долго не пускали украинцы в Приднестровье.  Короче, кое-как после 3 часов и многочисленных прогревов машины мы вползли в Россию. По карте вроде есть дорога из Светогорска в Выборг. Нам нужен Выборг! Там есть газ. Финский бензин на нуле, но лампочка еще не горит. Заправок нет, трасса отличная… от финской. Ямы в полколеса, асфальт – просто стекло. Чистый лед. Мимо проплывают покосившиеся заборы и черные деревянные избы. Мы плетемся 40 км, чтобы не улететь с трассы, нас лихо обгоняет кортеж местной свадьбы. Наконец-то мы выруливаем на асфальт, еще пара километров и попадаем на развязку «клеверный лист», ведущую на Выборг. Съезжая по развязке, машину несет, колдобины в перемешку со стеклянным льдом. Елки-палки, неужели опять потеряли управление? Всего 25 км в час! Так и есть и машина на спуске в повороте правым передом уходит в отбойник. Проскользив так метров десять, застываем. и на первой еле-еле спускаемся опять на нормальный асфальт. Как-будто и не было стеклянного спуска… проезжаем мост, аварийка, осмотр повреждений. Противотуманка в дребезги, царапина на бампере. Но какое счастье, что фара головного света целая! Просто фантастика. Опять повезло.

p2100141Настроение среднее… Заправка в Выборге и отличная дорога на Питер. Нам надо успеть в Псков в знакомый отелью  Русский роуминг и пара смс домой, что «с нами все в порядке». В отель приползаем уже за полночь, на рецепции девушка удивилась, почему в наших паспортах нет информации на русском, а только на украинском и английском. Но мы были настолько уставшие, что даже не хотели вступать с ней в диалог по этому поводу.

Последний день, десятый

Как хороша белорусская дорога после российской! Просто песня. Нашел себе белоруса и едешь за ним сотню. Дорога – класс. Прямая до горизонта. Темнеет, достаем ДВД и смотрим/слушаем фильмы до самой украинской границы. Белорусы выпускают очень быстро. Украинцы впускают без досмотра простым вопросом «все в порядке?» ответ «да!». «проезжай!». Украина. Звонки родным, что мы уже в черниговской губернии и через 2 часа будем дома.

Как всегда – когда снимаешь – кажется что очень много наснимал. Приезжаешь домой – мало. Очень мало.

Итоги
Зимой в Финляндии главная достопримечательность — снег, которого там не просто много, а очень много. И особая зимняя атмосфера, которую не передать фотографиями, а надо прочувствовать.
Но зимой ездить туда надо имея две вещи — шипованную хорошую резину (финны все на Nokian) и Webasto (по крайней мере, при температурах за -20). Имея эти две вещи — никакие морозы не помешают вам насладиться этой страной. Да и народ доброжелательный — финны часто предлагают помощь, стоишь на дороге с открытым капотом, возишься по своим делам, он к тебе подъезжает сам, спрашивает, не надо ли помочь… А, ну и ездить туда не через Россию.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *