Карпаты и Балканы: Румыния, Сербия, Македония,Албания,Черногория. Сентябрь 2015

Первоначальные планы прокатиться в Черногорию в итоге переросли в полноценное путешествие по балканским странам.

DSC00007opt

Получена румынская транзитная виза на базе черногорской брони. Все отели забронированы, все расписано и тут…. Попадается в Ютубе видео с одной из экстремальных дорог Албании. После этого начинается любимое занятие после получения визы – перекраивание маршрута . В итоге мы выкроили себе перед основной ночевкой в Утехе (Черногория) два дня в Албании. Итак, первое сентября, дети в школу, а мы в путь. Переночевали в Черновцах, классный отель в селе Валя Кузьмина, в 10 км. от границы. Там нам подсказали, что румынскую границу лучше пройти в 6 утра. Что и было сделано. Граница пройдена быстро и без лишних вопросов. Сразу уходим на Кымпулунг-Молдовенеск по направлению на симпатичную горную дорогу Transrarau. Через несколько шпилек я понял, что Карпаты бывают немного другими . Довольно крутые подьемы, отличная дорога и безумно симпатичные виды из окна.

20000

Почти одолев перевал нас ждал первый сюрприз: температура тосола была максимальной и моргает пиктограмма «stop engine”. Остановился на шпильке , открыл капот… Уровень тосола превышает все нормы. Тут я вспомнил, что в последнем городе внизу я видел Дачия-сервис, а Рено и Дачия = одно и то же, решаем спуститься назад . Доехали с двумя остановками, чтобы остыл двигатель. Через час выяснилось, что реле включения вентилятора погибло. После замены реле поехали брать штурмом перевал.

20001

Еще никогда так не радовал звук включенного принудительно охлаждения…
Потихоньку докатились до ущелья Биказ возде небольшого городка Биказ-Кей. Само ущель небольшое, буквально 200 метров, но при этом очень глубокое.

https://lh3.googleusercontent.com/-fBYcbrFUuQ8/VhF2keLPgAI/AAAAAAAAAfE/_xoZwIoxY6g/s912-Ic42/20016.jpg

Короткая ночевка на трассе возле Трансфегераша и снова в путь. Сейчас у нас будет та самая трасса . Атмосфера сильно садит настроение, больше 5 км никуда не видать. Сама дорога отличная, качество супер, потихоньку ползем вверх. Виды захватывают дух и картинка перестает помещаться в объектив.

IMG_6423

Плотина Видрару

 

После ночевки въезжаем в Сербию. Наша задача за день проскочить всю Сербию и Македонию. Как оказалось , после Румынии с ее постоянными селами и ограничением 50, это очень легко, добрались до автобана, по которому довольно свободно доехали до Македонии.

Границу с Македонией прошли к счастью быстро, ни сербы, ни македонцы печати не ставили. Пока доехали до Скопье и окрестностей выбросили кучу монет по 1 евро на плату за автобан (который кстати был даже не огорожен), причем остановки на pay toll были практически через каждые 10-20 км, только разогнался — опять стоп, не скажу, что эта система очень нам понравилась, ну да спасибо и на этом. К Охриду подобрались к вечеру, поселились, вечером прогулялись по набережной, а рано утром выдвинулись на Поградец. Таможню проходили низом, в районе Tushemisht, было пусто, кроме нас только один автобус. Печати ставили и те, и те. На таможне у нас произошел казус, мы везли еще из дому канистру с дизелем на 10 литров ( на всякий случай), албанцы ею заинтересовались и спросили, что это. Чтобы долго не объяснять, мы ответили, что дизель с Македонии, на что албанец сказал, что это запрещено, никакого дизеля из Македонии ( вероятно, потому что там он дешевле чем в Албании, 49 денар или 0.80 евро), но мы сделали очень грустные лица и он махнул рукой, пропустив нас.
Спустились в Поградец, там совсем другая картина. В отличии от каменистого берега со стороны Македонии, тут песочек и пляжи. Лебеди плавают.

Было еще раннее утро, какой то албанец вычесывал пляж от мусора, мимо проехал товарищ на повозке с осликом. В Поградце были обнаружены отели с претензией, кучки отдыхающих, только открывающиеся кафе. Место в целом довольно симпатичное, можно было бы остановиться на денек, но впереди у нас была довольно тяжелая ( как мы предполагали) дорога на Саранду. Еще дома мы прочитали отчет ( на другом форуме) человека, как он намучался в горах по дороге на Elbasan, поэтому решили ехать маршрутом «полегче» через Korce-Leskovik-Permet-Gjirokaster, а там через перевал уже и Саранда. Да и хотелось посмотреть горы в тех краях.

Маршрут оказался сложным. Сразу за Поградцем большой серпантин, откуда открывается красивый вид на озеро.

Дороги местами среднего качества, бывают ямы ( но редко, на шпильках например). Пару раз видели целое сползшее полотно асфальта в обрыв. Отбойников мало, нет или они не очень убедительны. Машин тоже мало, ну оно и к лучшему, так как ширина дороги местами была недостаточной для проезда двух без напряга.

За Поградцем было несколько участков проезда по отсеву, так как идет строительство новой дороги, албанцы рубятся среди гор, я думаю, через пару лет там будет отличная трасса на Поградец.

Практически вся дорога — это подъемы на очень высокие точки, проезд по ребру , спуск в долину, там несколько километров прострела по долине, затем опять подъем. Ситуацию усугубляла еще нарастающая жара — к 12 утра на термометре машины показывало уже +35. Но если оторваться мыслями от всех этих моментов — то дорога безусловно стоит того, чтобы по ней проехать — местами виды открывались просто великолепные.

За Leskovik есть два варианта пути — на греческую границу ( большая петля), или перешеек через горы (меньшая петля) и далее на Permet. Мы выбрали конечно меньшую и полезли в горы, там новый серпантин, местами лежали осыпавшиесся глыбы и камни, но высоты и виды конечно впечатляющие, хотя немного фото портила слишком сильная дымка атмосферы.

Ехали мы там в одиночестве. Температура поднялась до +37. Выскочив на трассу, увидели кибитку, нам на встречу выбежал паренек со словами Water, icecream, coffee, но было так жарко, что никакого кофе не хотелось, только пить. Собственно далее до Permet был объезд горного массива, который в принципе напрямую никак не проедешь, но я надеюсь, что им дадут деньги на строительство тоннеля, это значительно сократит время доезда на побережье из Поградца. Иного способа, кроме тоннеля, я там не вижу, слишком высокая и отвесная гряда. Но зато как было бы удобно)

Где-то в районе Permet, выскочив из бесконечных раскаленных гор, перед нами раскрывается лазурная река Vjosa, она течет среди белых обожженых солнцем камней в каньоне, как освежающий глоток воздуха среди плавящей жары, единственная не высохшая река вокруг, потому что до этого нам попадались только пересохшие русла.

Пока ехали по долине и перешейку на Гирокастру, температура поднялась до +39. Было так жарко, что бедные овечки стояли в тени редких деревьей, сбивший в кучу, а местные албанцы сидели под навесами и пили свой бесконечный кофе.
В месте соединения нашей трассы и SH4 c Тепелены, под склоном обнаружили настоящий массовый водопой из местных албанцев и туристов — небольшой водопад прямо у дороги, в тени, местная достопримечательность. Там же готовили закуски, продавали воду, кофе, какие-то поделки.

До самой Саранды надо преодолеть еще один перевал, довольно крутой, но короткий, с которого открывается отличный вид на долину Vjosa и тот самый непроездной хребет, из-за которого мы плетемся 290 км уже целый день. Спуск среди деревьев, к тому же температура начинает немного падать. По пути на Саранду есть еще одна вероятно известная каждому посетителю Албании достопримечательность — озеро с прозрачной изумрудной водой Syri i Kalter (Blue Eye), которое питается от источника, бьющего из дыры глубиной 50 м. Пропустить его сложно, стоит указатель на дорогу из отсева, плата за проезд 2 евро или в леках, евро принимают, сдачу тоже могут дать в евро или в леках, как вы попросите. Охранник сносно понимает английский.
Само озеро находится в тени деревьев, ледяная вода очень освежает после жары, тут же есть ресторанчики, без проблем пустят в туалет, даже если вы ничего не закажете, стоит кибитка с сувенирами. Местные прыгают с помоста в дырку. Вода действительно абсолютно прозрачная, и холодная. Хорошо умыться и просто побродить в ней, чтобы охладиться немного.

https://lh3.googleusercontent.com/-Tblr4gOoHE4/Vgu9taYRM3I/AAAAAAAAALQ/kyKyUMZWYGw/s912-Ic42/DSC00010.JPG

В Саранде быстро поселились и наслушались вздохов от хозяина, когда тот узнал, что мы ехали через Корчу, сказал, что там дорога плохая, нужно было ехать от Поградца на Elbasan, новая дорога, построенная 8 месяцев назад, несколько тунелей, никаких серпантинов, камней и поплывших асфальтов, а там на Fier и на выбор или SH4 или SH76 на Vlorё и через Tepelene вдоль долины на перевел до Саранды. Мы конечно немного офигели, так как поверили отзыву годичной давности другого человека, который мучался всю дорогу до Эльбасана на «страшных серпантинах, ноги моей там больше не будет», а вместо этого плелись 290 км целый день по не меньшим серпантинам, но в целом пришли к выводу, что мы не жалеем, что там проехались — места необычные и виды красивые, хоть и тяжело было. Но в будущем конечно поедем через Эльбасан.
Побросав вещи, поехали в Ксамил на пляж. Нашли первый попавшийся и полезли в воду. Это кайф! Теплая, прозрачная, мелкий песочек. Откисали там долго, слушали албанскую музыку в прибрежном кафе, снимали закаты.

Вечером на балконе смотрели на ночную Саранду.

https://lh3.googleusercontent.com/-iMCKjL3OhTE/Vgu9u7yxQUI/AAAAAAAAALo/4BsBqKWd3w4/s912-Ic42/DSC00014.JPG

а утром — на утреннюю)

Утром нас хозяева угостили пончиками с медом, рассказали, что такой аномальной жары в сентябре давно не было, а снега он вообще не видел уже 30 лет) Рассказал, что в Саранде власти недвижимость продают только местным, люди скидываются и иногда владельцами одного отеля может быть до 8 человек.
Мы жили на окраине города (специально выбирали, чтобы вдали от скопления людей, а наличие машины не ограничивало нас в передвижениях до пляжей), днем поехали в город, там конечно нагромождение апартаментов, отелей всех уровней, кафе, магазины. Правда, с сувенирами у албанцев еще туго, во всей Саранде наткнулись только на один стенд с магнитами, не знают еще что ли, что эта вся мишура может приносить хорошие деньги. Из пляжей нам как то больше понравился Ксамил, хотя сам Ксамил город небольшой, местами провинциальный,а местами и вовсе хаотичный, без модных отелей, с кучей какихто магазинчиков базарного типа. Но пляжи там хорошие, есть песчаные, комфортные для ходьбы.
После Саранды вдоль побережья поехали в Dhermi, гдето за полдня проехали чуть больше 100 км, с учетом остановок и фото, вдоль дорог много оливковых садов.

Жара немного спала, иногда даже пряталось солнце. Искупались по пути в Himare, тут пляж мелкий ракушечник, народу было мало, собственно, как и на всех пляжах, что мы видели, да и конец сезона еще, хотя по погоде и морю этого не скажешь- море очень теплое и комфортное, можно просто сидеть по полчаса в волнах.

Поселились в отеле в Dhermi и пошли на Drymades Beach. Тут тоже мелкий ракушечник, но в перемешку с песком, поэтом ходить комфотней, в самом море мелкие камни и песок. В конце Drymades Beach есть еще один мини пляж, за каменной аркой. Мы конечно же полезли туда и сидели там до вечера.

После Dhermi с самого утра, пока не жарко, поехали на перевал Llogara, виды как обычно шикарные ( хоть опять портила немного атмосфера). Сам перевал большой, пролеты длинные по хребту , но не очень с большим набором высоты, а вот шпильки крутые.

На одной из них мы остановились для фото и передохнуть, пофотографировались, садимся в машину — а завестись не можем, машина вырубается. С третьей попытки завелись, едем, прямо на подьеме на перевале опять глохнем. Кое-как добрели до смотровой площадки, промыли топливный фильтр ( может, думаем, что-то с топливной), завелись, поехали. За перевалом — совсем другая картина, зелень, национальный парк, кафешки и рестораны. Пока катились вниз на нейтралке — опять заглохли. В общем, вычислили, что машина глохнет, если больше 2000 оборотов, принимаем решение ехать 70 км\ч до ближайшего сервиса Рено, чтобы подключиться к компьютеру на предмет ошибок. Но никакого Рено сервиса конечно нет, кругом только Мерседесы)
так докатились до Vlorё.

ородок симпатичный, но чувствуется, что уже равнины, широкие дороги, пальмы на дорогах, магазины — от Саранды до Dhermi такого нет, там горы и городки маленькие, дома натыкаются друг на друга, практически висят над дорогой .А тут – строй-не хочу. Пляжи длинные и пустые. Тут совсем другая Албания, просторная и с бОльшим размахом, но если честно, нравится нам меньше, нам по душе больше ее горная часть, за перевалом. Во Vlorё ничего не нашли, поехали в Fier, затем в Durres

Tам увидели знакомый логотип, но оказалось, что это Рено Трак Сервис, нам там помочь не могут, но вокруг нас уже люди, один рисует, как доехать в Рено Сервис в Тиране ( потому что больше нигде нет), второй дает телефон начальника сервиса «на всякий случай». Поблагодарив всю эту компанию учавствующих в диалоге, едем потихоньку до Тираны. Въезд в Тирану — новый асфальт, огороженная обочина, свеже посаженные пальмы.

Нам до круга и на другую сторону, но на круг нас не пускают, всех посылают почемуто в объезд, мы нервничаем, нам нельзя глохнуть ,поэтому , поровнявшись с полицейским, который всех отсылает с клумбы, просим, что нам на тут сторону, Рено Сервис плиз, он нам машет — проезжай, и пропускает только нас.
На Рено сервис на достаточно нормальном английском нас выслушивают, забирают ключи, отсылают наверх в зал ожидания и мы пару часом смотрим, как колдуют над нашей машинкой. Починившись ( неисправность контактов, обрыв цепи иммобилайзера), заплатив 30 евро (картой), уезжаем. Таможню проходим уже в темноте.

Поскольку из-за поломки мы не успели попасть до темноты на запланируемую нами еще одну достопримечательность, на следующий день, поселившись в Черногории, мы еще раз поехали в Албанию, а именно на трассу SH 20 в районе Shkoder.
Граница между Черногорией и Албанией на Ulcinj ниже озера чем хороша, что она совместная — то есть проходите вы одновременно через албанцев и черногорцев, ваш паспорт албанец просто передает в пределах одного вагончика на соседний стол, но уже черногорцу и наоборот. Печати ставили и те, и те. Проход таможни занял где-то полчаса (машин 10).
Шкодер напомнил нам восточный базар — все куда-то идут, чем-то торгуют, едут куда ходят и как хотят. Неспешно передвигающийся велосипедист с какими-то коробками на багажнике в крайней полосе — нормальное явление. Пешеход в свободном темпе через весь перекресток — тем более.

На главной улице — плотный ряд кафешных столиков, утром их уже половина занята местными, причем мужского населения в два раза больше женского:) , у всех кофе и стакан воды, реже — коктейли. Больше ничего нет, непонятно, как все эти кафе различаются между собой ассортиментом)
С сувенирами все также туго, еле нашли два магазинчика, но выбор незатейлив и не очень хорошего качества местами, еле выбрали что-то более-менее смотрибельное. хотели бейсбольную кепку с орлом,но качество — жуткий китай, что-то тонкое и бесформенное.
После Шкодера поехали на Hani i Hotit, а оттуда на SH 20.

С серпантина открывается вид сзади на Скадарское озеро.

SH20 — это дорога вдоль черногорской границы через долину Vermosh — самое северное поселение Албании. Находится эта долина среди гор Prokletje, что как видно из названия характеризует их как достаточно суровые и недоступные. Дорогая – чем-то напоминает норвежский Тролльстиген или румынский Трансфегераш, но в отличие от последних- это реальная единственная дорога, которая связывала удаленные поселения в долине. Еще пару лет назад это была грунтовка практически без отбойников, но последний год евросоюз совместно с албанским министерством дорог подсуетились и положили тут асфальт, саму дорогу расширили, добавил смотровых площадок, инфо стендов и прочих туристически привлекаемых объектов.

Шпильки

Спуск в долину

Смотровая площадка перед спуском в долину

Дорога пока малоизвестная как туристический маршрут, при нас были в основном местные, а также мотоциклисты, среди которых эта трасса очень популярна, еще со времен, когда она была грунтовкой.

Ночевать вернулись в Черногорию, таможню проходили возле Подгорицы.

Utjeha, Черногория

Сходили на пляж в Утехе

Что делать в Черногории ?:) Решили податься в Которскую бухту. Очень понравилось.

Вышла очень неспешная легкая автопрогулка по побережью залива. Вот место, где бы я хотел провести старость! Скорее всего, здесь всегда хорошая погода. Виды очень напомнили Норвегию.

Путь домой лежал через высокогорье Дурмитор, которое из-за плохой погоды мы не смогли разглядеть в полной мере. Зато будет закладочка вернуться сюда в будущем.

Путь домой лежал через высокогорье Дурмитор, которое из-за плохой погоды мы не смогли разглядеть в полной мере. Зато будет закладочка вернуться сюда в будущем.

Мост Джурджевича через реку Тара

Сербия и опять Румыния лежат на нашем пути домой. Очень понравилась дорога вдоль Дуная . Дополняет колорит высеченный в скале барельеф румынского национального героя Децебала.

Покататься на трассе Трансальпина нам было не суждено из-за дождя и плотных туч, поэтому мы решили заехать в Брашов, о чем не пожалели. Очень уютный и спокойный европейский городок. Нравятся такие городки с центром, ратушей и возможностью попить кофе.

Путь домой был быстрым, но качество наших дорог , особенно в районе Хотина, оставляет желать лучшего.

Материальные вопросы:
Дизель – 265 евро
Жилье (все брони) – 280 евро
Питание – до 100 евро.

Расход 4.5 литра на 100 км.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *